Российские военные приступили к испытаниям новейшей военной техники, которую будет использовать арктический спецназ. Она предназначена для работы в тяжелых климатических условиях на Крайнем Севере. Чтобы понять, на что способны новые армейские внедорожники, снегоходы и специальные тягачи, группа исследователей, в состав которой входят специалисты Главного автобронетанкового управления Министерства обороны и представители промышленности, отправилась в феврале 2016 года в экстремальное путешествие.
География похода
Путь автопоезда по большей части будет проходить по льду — вдоль берега. Он будет проложен от поселка городского типа Тикси (Республика Саха — Якутия), расположенного на берегу бухты Буор-Хая, до острова Котельный, входящий в архипелаг Новосибирских островов. После этого по льду моря Лаптевых экспедиция вернется обратно в Тикси.
Море Лаптевых – одно из самых суровых и неприветливых мест на планете. Февраль, в свою очередь, – самое тяжелое и, при этом, пожалуй, самое лучшее время, чтобы испытать технику на выносливость в условиях арктической непогоды.
О старте тяжелейшего испытания новых образцов военной техники в Арктике (там, где нет жилья, автозаправочных станций и ремонтных баз) главе Минобороны сообщил заместитель министра обороны России Дмитрий Булгаков. По его словам, участники экспедиции для решения поставленной перед ней задачи будут использовать современные образцы снегоболотоходной техники. Это армейские снегоходы, двухзвенные гусеничные транспортеры и специальные транспортные средства с установленными на них шинами сверхнизкого давления.
Подготовка к походу
Подготовка к основному марш-броску протяженностью несколько сотен километров по арктическим льдам заняла три недели. Участники экспедиции сделали несколько пробных заездов в районе устья реки Лены, проверили работоспособность оборудования, наполнили горючим бочки. Основной груз повезут тягачи «Витязь» (модели ДТ-10 и ДТ-30), изготовленные на заводе в Ишимбае (сегодня — Акционерное общество «Машиностроительная компания «Витязь»), Республика Башкортостан. В военном исполнении они усилены броней, один из тягачей оборудован кран-лебедкой. Интересная деталь: важной конструктивной особенностью «Витязя» является его двухзвенность, но для похода инженеры предприятия осуществили ряд важных доработок. В частности, они приделали к одной из машин третий прицеп, превратив его в топливозаправщик. Он позволит говорить о снегоходе «Витязь» как о самом тяжелом в мире (полная масса – порядка 80 тонн). Первое звено представляет собой кабину для арктического спецназа (в ней помещается до 7 человек), второе и третье предназначены для перевозки груза. В качестве последнего в данном случае используются бочки с горючим.
В походе также был задействован более легкий и быстрый вездеход ГАЗ 334420 для перевозки арктического спецназа. Автомобиль снаряженной массой 8,7 тонны также собран из двух звеньев (впереди кабина, позади жилой отсек) и может перевозить до 16 человек личного состава. Суммарная грузоподъемность автопоезда — 2,5 тонны.
В пробеге участвует колесный внедорожник – снегоборотоход «ТРЭКОЛ» (модель 39294) производства Ульяновского автозавода. Все автомобили для арктического спецназа, участвующие в экспедиции, оборудованы автономными отопителями. В составе автопоезда есть полевая кухня и специальное оборудование, для проведения научных экспериментов и специальных замеров. Например, толщины льда по пути следования колонны. Последнее крайне необходимо с учетом того, что в ней есть машины весом в несколько десятков тонн.
Никто кроме них
Пройти несколько сотен километров от Тикси до острова Котельный в полностью автономном режиме – этого еще никто и никогда не делал. Тем более, в феврале, когда Арктика как никогда сурова и негостеприимна к людям и технике. Тем важнее и результативнее станет результат эксперимента. На всю экспедицию (пробег туда и обратно) отведено 30 дней. Всего-то и делов – туда и обратно. Арктический спецназ готов к выполнению задачи.
В оформлении статьи использовался графический материал с телетрансляции «Первого канала»