Ни в одной другой стране в мире нет атомных ледоколов – только у России. Свой отсчет атомный ледокольный флот ведет с атомохода «Ленин», который был заложен в 1956 году в Ленинграде. За 30 лет работы во льдах он прошел более 560 тыс. морских миль и в 1990 году был поставлен на вечную стоянку в Мурманске. На его борту действует музей (в 2015 году он вошел в специальный реестр объектов морского наследия России).
Всего в Советском Союзе и России было построено девять атомных ледоколов. Последний – «50 Лет Победы» – был спущен на воду в конце 1993 года. В настоящее время на ходу осталось четыре (ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» не в счет) – кроме «50 Лет Победы» это «Ямал» и два поменьше – «Таймыр» и «Вайгач», предназначенные для работы в более мелководных акваториях, в первую очередь устьях рек в Сибири.
Будущее ледокольного флота России
Значит ли это, что Россия теряет позиции в сфере атомного ледокольного флота? Ничего подобного! На смену ушедшим «Арктике» (введен в эксплуатацию в 1975 году и уже менее чем через два года покорил Северный полюс – впервые для судна), «Сибири» (законсервирована в 1993 году), «России» (выведена из эксплуатации в 2013 году) и «Советскому Союзу» (стоит без движения с 2010 года) придут новые корабли. Первый из них – новая «Арктика» (проект 22220), самый мощный ледокол в мире. Всего же строится три таких судна. Мощность каждой из двух турбин «Арктики» составляет 36 тыс. кВт, длина судна превышает 170 метров.
Потрясающая машина! Но и она не сможет конкурировать с новым семейством атомных ледоколов проекта 10510. Так, атомный ледокол «Лидер», проектируемый в России, сможет преодолевать льды толщиной до четырех метров — это максимальная толщина льдов Северного Ледовитого океана.
Атомный ледокол проекта 10510 создается для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100 тыс. т и шириной более 50 метров по всему Северному морскому пути. Его водоизмещение составляет 71 380 тонн, длина – 209 м, ширина — 47,7 м, высота — 20,3 м, осадка – 11-13 м. Двигатели ледокола развивают 120 мВт и передают крутящий момент на четыре гребных вала. Всего предполагается построить три ледокола проекта «Лидер». Согласно планам, атомный ледокольный флот России планируется полностью обновить к 2031 году. К тому времени их станет 11 единиц. Почему столько? Ученые подсчитали: такого количества достаточно для освоения арктических месторождений. В первую очередь речь идет об уже действующем проекте «Ямал-СПГ», а также о планируемом «Арктик СПГ-2», угольном месторождении «Тайбасс», Новопортовском нефтяном месторождении.
База в Мурманске
Все атомные ледоколы в России эксплуатирует ФГУП «Атомфлот» с базой в Мурманске. Из его порта корабли отправляются «на службу», здесь же их обслуживают и ремонтируют. Ремонт и осмотр ледоколы проходят не реже одного раза в год. Для этого в порту имеются два дока, один из которых сухой. Ремонтный персонал предприятия составляет 150 человек, не считая специалистов подрядных организаций.
В настоящее время ведутся проектные работы по строительству нового дока, который сможет принимать более крупные и мощные ледоколы. Он будет превышать существующие по размерам, а грузоподъемность его станет втрое больше. Строить новый док для обновляющегося ледокольного атомного флота будут специалисты из России.
Интересная деталь: кроме своей основной работы по проводу судов во льдах ледокол «50 Лет Победы» также возит туристов на Северный полюс. Путешествие до макушки планеты и обратно занимает 11 суток, по пути атомоход посещает острова архипелага Земли Франца-Иосифа – там путешественники могут познакомиться с местной флорой и фауной. Круиз недешевый: цены на поездку к Северному полюсу начинаются от $25 тыс. Тем не менее, как говорят его организаторы, от желающих отбоя нет.