Вы когда-нибудь были в Рузаевке? Бьюсь об заклад: большинство из читателей даже не знают, где она находится. И дело здесь не в плохой школьной или университетской подготовке, а в размерах страны, в которой сегодня насчитывается более 1 100 населенных пунктов, имеющих статус города. Рузаевка — один из них.
Почему именно это место привлекло сегодня наше внимание? Потому что в этом городе, втором, между прочим, по численности населения в Мордовии, живет и работает Светлана Сараева — преподаватель в детской художественной школе, один из самых известных в республике мастеров мордовского декоративно-прикладного искусства. На протяжении 30 лет Светлана занимается изучением, развитием и передачей ученикам традиций мордовского народного искусства и, в частности, уникальной мордовской вышивки, используемой при создании национального костюма. Ее работы представлены в музеях Мордовии, их показывали по всей России и удостаивали высоких наград в различных конкурсах.
Любовь к народному творчеству
Тяга Светланы Сараевой к народному творчеству началась с ее любви к рисованию. Первой, кто заметил талант маленькой девочки, стала ее пионервожатая, которая взяла с нее слово поступить в художественную школу. К сожалению, в советские времена отделения прикладного искусства в Саранском художественном училище не было, но Светлана, чтобы не прослыть человеком, который не держит слова, поступила на отделение живописи. Во время учебы Сараева и заинтересовалась впервые народным костюмом и искусством национальной вышивки.
«Моя мама сама вышивала рушники и скатерти, так как купить что-то подобное в магазине было невозможно, — рассказывает Светлана Сараева. — В деревнях все делали своими руками. С моими тремя сестрами мы всегда шили и вязали для себя какие-то вещи. То есть, вышивка изначально была мне близка».
В качестве дипломной работы для Сараевой стал не пейзаж маслом на берегу реки Инсар, а… мокшанский костюм. Кто не знает, это яркий, красочный, сложный и многосоставной женский национальный наряд с обилием различных украшений (тяжелый), подчеркивающий здоровье, силу и выносливость мордовской женщины.
В 1988 году Светлана вернулась в Рузаевку, чтобы в своей родной школе открыть кружок народно-прикладного искусства. Как уже было сказано выше, сегодня Сараева ведет занятия в местной художественной школе, где она возглавляет декоративно-прикладное отделение. Что касается вышивания, этим она занимается после работы или в выходные дни.
Занятие это, надо сказать, крайне трудоемкое. И дело отнюдь не в нехватке свободного времени, а в сложности и многогранности традиционной мордовской вышивки. Как признается мастерица, на одно полотенце, расписанное в национальном стиле, у нее может уйти около года.
«Я не спешу, — признается Светлана, — могу неделю вообще не подходить к работе. Но даже если не отрываться, сидеть с утра до ночи, то все равно только на одно полотенце уйдет месяц».
Мордовская вышивка — как рукопись
По словам Сараевой, национальная мордовская вышивка сродни древней письменности. Она идет не по контуру рисунка, а по счету нитей ткани. Сами нити — они как кирпичики в стене, ставятся друг на друга для создания в конечном итоге сложного и прочного геометрического рисунка. Интересная особенность: Светлана не придумывает орнамент, а использует «аутентичный текст» (основанный на первоисточнике). Очень часто, накладывая на костюм или его элементы вышивку, она пользуется работами финского этнографа и археолога Акселя Олая Гейкеля. Являясь одним из основоположников финно-угорской этнографии, именно он в конце XIX — начале XX века проводил этнографические и археологические исследования финно-угорских народов России. Одним из его достижений является детальное описание мордовского костюма и его элементов. Иногда Светлана отказывается от наследия профессора Хельсинкского университета и отправляется в мордовские деревни — делает эскизы со старых вышивок на платьях селянок, доставшихся им от матерей и бабок и многие годы хранящиеся в шкафах и сундуках.
А как же индивидуальность художника? Она может проявиться в общей композиции (расстановке элементов вышивки на костюме или полотенце), а также в цвете. В последнем случае Светлана лишь немного разбавляет основной для мордовской вышивки красно-кирпичный оттенок вкраплениями других цветов. Так расписанные ею вещи становятся немного современнее, лучше вписываются в интерьер и т.д.
Что касается самого орнамента вышивки, он остается аутентичным. Прежде всего потому, что он несет в себе определенный информационный код, поменять который — значит изменить традициям мордовской культуры. Если на узоре попадается треугольник, он означает холм или гору; квадрат — дом, зигзаг — воду и так далее. Таким образом, мордовский женский костюм — это не просто яркая роспись, а, своего рода, книга, рассказывающая о культуре народа, в целом, и о его конкретной хозяйке, в частности.
Мокши и Эрзя
Встарь мордовские женщины начинали вышивать свой свадебный костюм, когда им было 14 лет. Но не заканчивали его сразу — в ходе своего жизненного пути добавляли к нему новые узоры, прикладывали новые украшения. По ним можно было узнать о семейном положении женщины, о численности и положении ее семьи, о счастье и благополучии в доме. Кроме того, в национальной мордовской одежде присутствуют вышивки, исполняющие функцию защиты от злых сил (обереги), а также другие элементы одежды — от специальных головных уборов до поясов и наколенников. В качестве украшений служили монеты. Чем больше монет, тем богаче и состоятельнее семья, тем тяжелее сам костюм. Как рассказывают этнографы, иногда, чтобы надеть праздничный национальный костюм, мордовской женщине требовалось несколько часов и целая группа помощниц.
Существует еще одна важная особенность мордовской национальной вышивки. Так как мордва делится на две этнические группы — мокши и эрзи — то и костюмы у них разные. У самой Светланы отец — мокша, а мама ее наполовину русская, наполовину эрзя. Таким образом, женщина в одинаковой мере занимается как мокшанской, так и эрзянской вышивкой. И русской, кстати, тоже.
Мастер и ученики
Кроме полотенец и костюмов Сараева также делает панно, вышивает столешницы и даже чехлы для мобильников. А еще она делает куклы — веселые, забавные и очень симпатичные. Что-то из ее работ идет на продажу, другие она отдает в музеи или выставочные залы.
Сегодня у Светланы Сараевой 20 учеников.
«Вполне достаточно для нашей Рузаевки, — говорит она. — Интерес к народному прикладному искусству есть, но сейчас сложно заставить детей сделать что-то руками. Хотя для девочек это хорошо — уметь шить, плести из бисера. Мало ли что в семейной жизни пригодится».
Хотите поближе познакомиться с промыслами рузаевских и мордовских мастеров? Сходите в гости к Валюне…
Уважаемый автор статьи, когда пишите про художников и мастеров то указывайте фото личных работ мастера. Фото где изображен рушник, салфетки и панно не принадлежит Сараевой С.Ф. и поэтому прошу заменить или удалить это фото.
Анна, здравствуйте. Фото убрал.