Полковник Василий Агапкин — композитор и музыкант, в портфеле которого около сорока военных маршей и других музыкальных произведений. Однако, в нашей стране и за ее пределами (прежде всего в республиках бывшего Советского Союза) он больше известен как автор марша «Прощание славянки».
Детство и юность Василия Агапкина
Родина Василия Ивановича — деревня Шанчерово Рязанской губернии (в настоящее время это город Михайлов в Рязанской области). Мальчик лишился матери в младенческом возрасте, а его отец, грузчик в Астраханском порту, умер, когда его сыну едва исполнилось семь лет. Таким образом, будущего композитора и троих его свободных сестер воспитывала мачеха Анна Матвеевна. Семья жила очень бедно, настолько, что дети были вынуждены просить милостыню.
Но судьба оказалась благосклонной по отношению к маленькому Васе. Когда ему исполнилось 10, мачеха отдала его в оркестр 308-го резервного Царевского батальона Астраханского полка (по другим сведениям, болтаясь по улицам, пацаненок сам напросился, чтобы его взяли учеником в оркестр — ему очень нравились выступления военного духового оркестра). Почему его взяли? Оказалось, что у мальчика абсолютный музыкальный слух.
Лучший солист оркестра
Из учеников в музыканты… Прошло несколько лет и молодой Агапкин стал лучшим солистом в оркестре. Еще несколько лет Василий играл в военных оркестрах на Кавказе как вольнонаемный музыкант, а в возрасте 22 года он был призван на военную службу в 16-й драгунский Тверской полк, расквартированный в Тифлисе.
После окончании срочной службы (через три года) Агапкин не вернулся ни на Кавказ, ни в Рязанскую губернию — он поехал в Тамбов, где был принят на сверхсрочную службу штаб-трубачем 7-го запасного кавалерийского Тамбовского полка. Там же он прошел четырехлетний гимназический курс, сдал экзамен экстерном и поступил в Тамбовское музыкальное училище на медно-духовое отделение.
Прощание славянки
В октябре 1912 года началась Первая Балканская война, в которой Россия оказывала поддержку братским славянским народам. Из России на Балканы шли эшелоны с добровольцами. Именно эти события и стали поводом для сочинения военного марша «Прощание славянки», который впоследствии стал визитной карточкой молодого композитора. Прошло еще два года и под эту мелодию войска шли на фронт Первой мировой.
Особенность «Марша славянки» состоит не только в ее беспрецедентной популярности, но и в том, что, в отличие от большинства военных маршей, это произведение написано в минорной тональности. Еще одна интересная деталь: на популярную музыку, оказывается, сочиняли слова. И не раз… От белогвардейских «По неровным дорогам Галиции» до текста Александра Галича, озаглавленного им как «Походный марш». Кстати, критики считают последний вариант наиболее удачным как с литературной точки зрения, так и исторической точности.
Этот марш не смолкал на перронах
В дни, когда полыхал горизонт.
C ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт…
Говорят, что «Прощание славянки» спасло жизнь Агапкину во время его службы в Красной Армии (в качестве капельмейстера Красного гусарского Варшавского полка). Когда в Тамбове вспыхнул «антоновский мятеж» (Тамбовское восстание 1920-1921 гг), один из самых крупных в России, Агапкин в это время проходил в Тамбове реабилитацию после тифа. Василия схватили враги и даже хотели расстрелять, но не сделали этого лишь потому, что признали в нем автора легендарного марша.
В августе 1922 года Агапкина перевели в Москву, где он служил на должности капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (именно этот коллектив принимал участие в похоронах Ленина в январе 1924 года). В 1928 году в Болшевской коммуне для беспризорников Василий Иванович Агапкин создал учебный духовой оркестр из воспитанников-сирот, который много лет, практически каждый вечер, играл на эстраде в московском саду «Эрмитаж».
Великая Отечественная война
Во время Великой Отечественной войны Агапкин проходил службу в качестве капельмейстера Отдельной мотострелковой дивизии имени Дзержинского войск НКВД. Именно он дирижировал сводным оркестром на знаменитом параде на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года. Не трудно догадаться, что среди других произведений, под которые бойцы шли на фронт, было и «Прощание славянки».
24 июня 1945 года на Параде Победы оркестр Агапкина также находился в составе сводного оркестра. По взмаху именно его дирижерской палочки раздалась барабанная дробь, которая сопровождала символический момент сбрасывания поверженных фашистских знамен к подножию мавзолея.
Послевоенная карьера Василия Агапкина
После войны оркестр Агапкина продолжал выступать в саду «Эрмитаж». Участвовал в парадах на Красной площади, в воздушных парадах в Тушине, много раз выезжал на гастроли в другие города. Всего же Василий Иванович Агапкин проработал (вернее будет так, прослужил) военным музыкантом 61 год. В 1955 году он вышел в отставку. Причем, как утверждают источники, не по собственной воле, а из-за доноса, написанного на него замполитом его же оркестра в 1953 году.
В подмосковном городке Хотьково Агапкину выделили дачу, где он и проживал вплоть до своей смерти 29 октября 1964 года. Здесь он занимался сочинением музыки, работал с учениками. Похоронен Василий Иванович Агапкин на Ваганьковском кладбище. Найти его могилу несложно: на памятнике высечены начальные такты его знаменитого марша.
Сегодня именем Василия Агапкина названа улица в Тамбове и детская школа искусств в городе Михайлов Рязанской области.
И последнее. «Прощание славянки» — не единственное известное произведение Агапкина. Все без сомнения знают его вальс «Волшебный сон». Есть у Василия Ивановича и другие прекрасные военные марши и очень мелодичные вальсы.