Узкоколейка Евгения Стерлина. Глобальный туристический проект

Сегодня я хочу поговорить с вами об… узкоколейке. Так называют узкоколейную железную дорогу, которую активно использовали в Советском Союзе на стройках народного хозяйства.

Увертюра

В середине 90-х, путешествуя по Тверской области, я познакомился с группой иностранных туристов, которые как и я направлялись на старейшую в России Академическую дачу художников имени Репина в Вышнем Волочке. Мы плыли по Мсте на старом-старом советском пароходике и мои новые знакомые были от этого в полном восторге.

Они на полном серьезе думали, что местные власти специально нашли где-то старую посудину, отреставрировали ее и теперь возят на ней туристов. На самом деле, пароходик этот плавал по Мсте уже много-много лет без серьезного ремонта. И не потому, что характеризовал собой многовековую самобытность русской культуры, а потому, что… других плавательных средств в городе попросту не было.

Не удивлюсь, что в «лихие 90-е» его либо утопили в озере Мстино, либо распилили на металлолом. И если на Украине советское наследие уничтожают целенаправленно, в России оно «умирает» само — от старости. Безразличие властей и банальная нехватка денег на сохранение исторической памяти дополняют эту невеселую картину.

УЖД

Страна у нас большая и к каждому карьеру, лесозаготовительной базе или шахте обычную железную дорогу не протянешь — это долго и дорого. Узкоколейные железнодорожные магистрали обходились государству гораздо дешевле. Строить их начали еще в конце XIX века, но наиболее активно это происходило до Второй мировой войны и после нее — во время наиболее мощного индустриального развития страны.

Каринская узкоколейная железная дорога

Самая старая в России УЖД — Алапаевская в Свердловской области (была построена в 1898 году); самая молодая — УЖД Шарьинского музея леса, построенная в 2014 году.

Вместе с закрытием предприятий, карьеров и шахт приходили в негодность и узкоколейки, их обслуживающие. Сейчас в стране — около 40 действующих узкоколейных веток различной протяженности. Медленно но верно они исчезают с карты страны. Подвижной состав, изготовленный еще в Советском Союзе, ветшает и приходит в негодность.

Но есть люди, страстно и трепетно относящиеся к истории отечественного железнодорожного транспорта. Благодаря им узкоколейки в России по-прежнему действуют — подвозят грузы и катают туристов.

Каринская узкоколейная железная дорога

На днях по ТВ меня привлек сюжет о Каринской узкоколейной железной дороге в Кировской области. Как заявляет «Википедия», она связывает город Кирово-Чепецк со станцией «Техническая», расположенной в микрорайоне Каринторф.

Раньше ее использовали для снабжения торфом местной теплоэлектростанции. Но после перехода последней на газ торфопроизводство под Кирово-Чепецком прикрыли. Но узкоколейку оставили — для пассажирских перевозок.

В мае 2019 года Каринская УЖД перешла во владение Музея железной дороги. Он открылся для посетителей в октябре того же года в Каринторфе. А мог и не появится, если бы не старания настоящих энтузиастов во главе с москвичом Евгением Стерлиным. Бывший финансовый директор одной из крупных московских фирм бросил столичную жизнь и переехал в Кирово-Чепецк.

Зачем? Затем, чтобы полностью отдать себя захватившей его идее — сохранить, а, если получится, то и дать новую жизнь полузаброшенной Каринской узкоколейке. Вряд ли это можно сделать, эксплуатируя УЖД в качестве общественного транспорта. Евгений решил сделать на базе бывшей торфозаготовочной ветки принципиально новый туристический маршрут — для жителей России и иностранцев.

ТУ7А-3322, 1994 года постройки

Свою любовь к железнодорожной теме Стерлин объясняет детскими воспоминаниями. В детстве на даче он часто ездил на станцию и подолгу смотрел на то, как мимо проносятся поезда. А когда он впервые увидел узкоколейку и движущийся по ней маленький как будто игрушечный поезд, буквально заболел этой темой.

Машиниста из него не получилось, но, повзрослев и финансово окрепнув, он загорелся идеей… выкупить одну из российских узкоколеек, чтобы сделать из нее крупный туристический объект.

В 2017 году Евгений создал автономную некоммерческую организацию «Музей железной дороги» — специально для осуществления своей мечты. Несколько лет ушло на поиск подходящего объекта. Весной 2019 года «Музей железной дороги» стал владельцем Каринской УЖД.

Как и прежде, Каринская узкоколейка, открытая в 1942 году, является одним из элементов городского общественного транспорта Кирово-Чепецка (кстати, это единственная узкоколейка в стране, которая возит пассажиров). Ее длина составляет сегодня 11 километров, в лучшие времена было в восемь раз больше.

Стоимость проезда составляет 26 рублей. Стерлин не рассчитывает на то, что данное предназначение дороги принесет ему прибыль.

Экскурсии в «Музей железной дороги» проводятся с осени 2019 года. Посещение музея, расположенного в депо у станции «Техническая» в микрорайоне Каринторф, стоит 300 рублей (для иностранцев — 600 рублей). Еще за 400 можно прокатиться на открытой ручной дрезине. Ее же можно заказать в аренду в составе группы — за 5000 рублей. За тысячу вам позволят прокатиться в кабине машиниста. А еще за тысячу предложат пройти мастер-класс «Машинист тепловоза».

Тепловоз ТУ4-1547

По словам Стерлина, содержание железной дороги, даже такой маленькой, обходится дорого. Это оплата труда машинистов, помощников, проводников, путейцев и ремонтников, ремонт помещений и обслуживание подвижного состава (на ветке работает два тепловоза — ТУ4 и ТУ7) и самой ветки, водоснабжение и отопление депо, топливо и т. д. Для привлечения туристов нужен сайт, паблики в социальных сетях, реклама…

Наконец, Стерлин ищет по всей стране старую технику, восстанавливает ее с другими энтузиастами и ставит ее на рельсы — это тоже стоит денег.

На данный момент расходы на содержание УЖД в 2-3 раза превышают доходы от нее.

Дрезина ПД1-781, 1972 года постройки

Откуда деньги? Это плата за проезд, экскурсионная деятельность плюс субсидии из бюджета Карачаево-Чепецка. Наконец, АНО «Музей железной дороги» получило грант Ростуризма за проект по приобретению модульных гостиниц с последующей их установкой на платформы узкоколейной железной дороги.

Перспективы развития УЖД

У Стерлина большие планы на свою узкоколейку. С одной стороны, он понимает, что туристы из Москвы и Санкт-Петербурга в Киров не поедут. По крайней мере, не все, а лишь те, кого заинтересует атмосфера глухой провинции. Не надо забывать, что в Каринторф в отдельные сезоны можно добраться только поездом.

С другой стороны, если обычный железный вагон поменять на открытый, туристов будет больше. А если еще и прицепить сзади вагон для перевозки велосипедов, в Каринторф можно привлекать не только иногородних, но и жителей Кирово-Чепецка.

Каринская узкоколейная железная дорога в Кирово-Чепецке, Кировская область

Глобальный туристический объект — это было бы здорово, но маловероятно. Интересная деталь: среди туристов Каринской УЖД — в основном иностранцы. Стерлин думает об организации в Кировской области музей истории узкоколейных железных дорог — пока это только планы, на реализацию, которых может уйти много лет.

Пожелаем Евгению успехов. Он делает нужное и важное дело — для людей, для страны, для истории.

Оцените статью
Настоящие герои России
Добавить комментарий