Все (по крайней мере, те, кто интересуется историей Отечества) знают, что в 1721 году победой России над Швецией закончилась Северная война. 30 августа (по старому стилю) был заключен Ништадтский мир, закрепивший за Россией выход к Балтийскому морю и ряд новых территорий.
22 октября (2 ноября по новому стилю) в Троицком соборе Санкт-Петербурга был зачитан текст заключенного со шведами договора, после чего Сенат и Синод, перечислив всего великие дела, предложили наградить Петра Первого титулами Отца Отечества и Императора Всероссийского. Можно также считать, что в тот же день Петр I стал Петром Великим.
Буквально до этого дня государство российское именовалось Русским или Российским царством (провозглашено 16 января 1547 года после принятия Иваном IV Васильевичем титула царя), вместе с принятием Петром императорского титула Россия соответственно превратилось из царства в империю.
Вы видели салют во время проведения в Санкт-Петербурге праздника «Алых парусов»? Если вы не застали время правления Петра I, можете представить, как громко и помпезно отметила столица принятие царем нового титула.
Европейские державы, надо признать, согласились считать Россию империей не сразу. Первыми в 1723 году согласились считать Петра I императором всероссийским Пруссия, Голландия и Швеция. Намного позже — Англия, Австрия, Франция и некоторые другие страны (включая, кстати, и Турцию).
Что означало это признание? То, что Россия вошла в число стран, оказывающих сильное влияние на мировую политику. Сделала она это в начале XVIII века, продолжает это делать сейчас и будет (мы очень хотим в это верить) — до скончания веков!