Георгий Мосолов. Легенда реактивной авиации

Рассказать о легенде отечественной реактивной авиации Георгии Мосолове меня подвигнул пост в соцсети, появившийся в ленте два дня назад. Один из друзей напомнил, что пятьдесят семь лет назад, 28 апреля 1961 года, летчик-испытатель Георгий Мосолов на самолете Е-66 (МиГ-21Ф-13 с двигателем Р-11Ф2-300) установил мировой рекорд высоты — 34 714 метров (ФАИ № 8661). В комментариях к посту компетентные люди сообщили: для машины, стартовавшей с земли, этот рекорд не побит до сих пор…

Рекорды, рекорды…

Зачем русским был нужен этот рекорд? А как вы думаете, почему самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом, столь бесцеремонно вторгся на советскую территорию в районе Душанбе, намереваясь пересечь всю страну с юга на север? Американцы были на «все сто» уверены в том, что на высоте 20 километров он неуязвим. 1 мая 1960 их уверенность разрушил пуск ракеты ЗРК С-75 класса «земля-воздух». А еще через год доработанный МиГ-21 (Е-66) поднялся на рекордную высоту. Интересная деталь: до этого у летчика Мосолова «в запасе» уже было два рекорда на этой машине. 31 октября 1959 года он установил абсолютный рекорд скорости на дистанции 15/25 км – 2 388 км/ч, а 16 октября следующего года — рекорд скорости на дистанции 100 км, разогнав машину до 2 146 км/ч. Георгий Константинович Мосолов принял участие в испытании более 30 типов новых самолетов и установил в общей сложности шесть абсолютных мировых рекордов.

МиГ-21

Военная биография

Георгий Мосолов родился 3 мая 1926 года в Уфе (Башкирская АССР, сегодня — Республика Башкортостан). По его собственным словам, он заболел авиацией, когда учился в седьмом классе. Многие мальчишки в его возрасте также мечтали о небе, но осуществить мечту смогли немногие. Кто-то со временем стал мечтать о другом, более земном призвании, кому-то не хватило смелости, выдержки, упорства, трудолюбия.

Повоевать молодой летчик не успел — фашистов разбили раньше, чем он получил профессию, о которой мечтал. Глядя на биографию будущего пилота, осознаешь: на хорошего летчика учиться надо долго. В 1943 году Мосолов окончил Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова (ныне — ФГУП «НАК России им. Чкалова») в Казани, а через год — Казанскую спецшколу Военно-воздушных сил СССР. Далее были: 10-я Военная авиационная школа первоначального обучения летчиков (Кременчуг, Полтавская область, Украинская ССР; окончил в сентябре 1945 года), Чугуевское военное авиационное училище летчиков (ВАУЛ, ныне — Харьковский национальный университет Воздушных сил им. Ивана Кожедуба, Украина, 1948), Высшая офицерская авиационно-инструкторская школа в Грозном (1949). В 1953 году Георгий Мосолов стал выпускником Школы летчиков-испытателей (ныне — Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова, Жуковский Московской области), в 1959 году он окончил Московский авиационный институт.

С 1948 по 1951 гг Георгий Мосолов служил на должности летчика-инструктора в Чугуевском военном авиационном училище. Позже с 1953 по 1962 год — работал летчиком-испытателем ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности СССР (конструкторское бюро Артема Микояна, ныне — в составе АО «РСК «МиГ»). В его испытательном «портфеле» — большое количество прототипов боевых самолетов, разработанных в микояновском КБ. Среди них — истребители Е-2 (1955), И-ЗУ (1956), И-7У (1957), И-75 (1958), СП-12ПМ (1958), И-75Ф (1958), Е-6/3 (МиГ-21, 1958), Е-152А (1959), Е-152 (1961), Е-8 (1962). Кроме того, Мосолов участвовало в летных испытаниях первых в СССР реактивных авиационных двигателей и различных военных систем и вооружений, используемых в ВВС.

Георгий Константинович Мосолов

В сентябре 1962 года Георгий Мосолов пилотировал опытный образец сверхзвукового истребителя Е-8 (прототип МиГ-23), когда у самолета отказал и разрушился двигатель. Летчику удалось катапультироваться, однако при приземлении он получил серьезные повреждения — дважды пережил клиническую смерть, но в итоге выкарабкался. Правда, вернуться в небо после этого происшествия уже не смог.

После службы

Мосолов дослужился до полковника. После службы он остался в ОКБ-155, где после выздоровления работал ведущим конструктором — вплоть до 1969 года. Позже он заведовал кафедрой военно-патриотического воспитания в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. А еще Мосолов занимал пост председателя президиума Федерации хоккея СССР и даже немного поработал (меньше года) директором Государственного республиканского русского народного ансамбля «Россия» (ныне — Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Л. Г. Зыкиной).

С 1978 по 1983 год Мосолов являлся помощником представителя «Аэрофлота» в Хельсинки (Финляндия), в 1983-1992 годах выступал в качестве представителя советских авиалиний в Швеции и других странах. После этого вышел на пенсию.

В 2012 году выступил одним из соучредителей Межрегиональной общественной организации выпускников Харьковского (Чугуевского) авиационного училища летчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Гривцева «Летное братство».

В 1962 году Георгий Константинович получил звание заслуженного мастера спорта СССР, а в 1967-м — заслуженного летчика-испытателя СССР. в 1960 году за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники Мосолов удостоен звания Героя Советского Союза. Он также награжден двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «ХХХ лет Советской Армии и Флота», «40 лет Советской Армии и Флота», «20 лет победы над Германией», «За безупречную службу в Советской Армии» 1-й степени, «За безупречную службу в Советской Армии» 2-й степени.

Юрий Гагарин и Георгий Мосолов

А еще он дружил с Гагариным…

Заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Георгий Мосолов умер 19 марта 2018 года на 92-м году жизни.

Оцените статью
Настоящие герои России
Добавить комментарий